Ил-2: “Черная смерть”, или самолет “советских камикадзе”

Ил-2: "Черная смерть", или самолет "советских камикадзе"

Ил-2: “Черная смерть”, или самолет “советских камикадзе”
Комментарии: 0

2 октября 1939 года легендарный советский штурмовик, ставший самым массовым боевым самолетом в истории авиации, совершил свой первый вылет.

Стальная броня и крылья из дерева

Авиаконструктор Сергей Ильюшин разрабатывал свой штурмовик как противовес успешной немецкой модели “Юнкерс” Ju 87 “Штука”. Гитлеровские машины отличались способностью очень точно сбрасывать снаряды на позиции сухопутных войск и танки, чем наносили ощутимый ущерб противнику. Перед Ильюшиным стояла задача создать максимально простой в сборке и дешевый самолет, который при этом смог бы составить достойную конкуренцию германским штурмовикам.

Авиаконструктор намеревался установить на Ил-2 броню, но понимал: если к самолету просто прикрутить бронированные плиты – он полетит как кирпич. И тогда он предложил следующее: стальная броня становится силовым элементом конструкции штурмовика, заменив собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа, при этом задняя его часть и крылья, как и раньше, изготавливаются из дерева.  

Было сделано несколько прототипов, и в конечном итоге в массовое производство пошел одноместный Ил-2, весивший почти 4,5 тонны, в то время как вес “Юнкерса” составлял 3,2 тонны. Максимальная бомбовая нагрузка у обеих машин была примерно одинаковой и составляла около 500 килограммов. Но Ил-2 был немного быстрее, обладая скоростью 400 километров в час. Он был лучше вооружен: две 20-миллиметровые пушки и два пулемета в крыльях. Броня толщиной от пяти до 12 миллиметров защищала кабину, топливные баки, двигатель АМ38 и радиаторы. Даже фонарь кабины был из бронированного стекла толщиной шесть сантиметров! Шасси у штурмовика были чрезвычайно прочные, позволявшие сажать его на неровные фронтовые аэродромы.

Ил-2: "Черная смерть", или самолет "советских камикадзе"

По приказу Сталина, который внял просьбе простого летчика, Ил-2 стал двуместным – спиной к пилоту располагался бортстрелок. 

Предупреждающая телеграмма Сталина

Однако, несмотря на хорошее вооружение, в первые месяцы при столкновении с немецкими воздушными силами потери Ил-2 были огромными. 

– Из-за большой массы Ил-2 не мог подняться высоко, летал низко, а потому становился прекрасной мишенью для немецких истребителей, которые обладали хорошей скоростью и маневренностью, – поясняет бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, летчик с 40-летним стажем Константин Проскура.

В катастрофический первый месяц войны советские ВВС потеряли более четырех тысяч самолетов всех типов. Так, в 4-м полку из 65 штурмовиков осталось лишь 10. Кроме того, предприятия по производству Ил-2 пришлось эвакуировать на восток за Уральские горы, из-за чего поставки были прерваны на два месяца. В жутких условиях, в недостроенных цехах, где не было ни воды, ни еды, рабочие, среди которых лишь 10% составляли мужчины, остальные – женщины и дети, пытались наладить серийное производство штурмовиков. Качество первых машин было очень низким, они прибывали в строевые части и сразу подвергались ремонту. Но самое главное – самолетов, которые так требовались воюющей стране, было крайне мало.

Когда осенью 1941 года немецкие танки начали приближаться к Москве, Сталин лично написал свою знаменитую телеграмму директорам заводов по производству Ил-2.

“Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков – МиГ-3 по одной, две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны МиГ-3, Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается, понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпенья. Предупреждаю последний раз”, – таковым было послание Сталина. 

Сталин повлиял на строительство Ил-2 и с другой стороны. Получив письмо от советского летчика, умолявшего включить в состав экипажа заднего бортстрелка для защиты от немецких истребителей, он приказал Ильюшину делать двухместные Ил-2. 

Задний стрелок оказался очень полезен, поскольку сбивал преследующих немецких истребителей. Но стрелки не были защищены броней и гибли в четыре раза чаще, чем пилоты. Кроме того, дополнительный член экипажа и оружие снижали скорость и нарушали равновесие самолета, смещая назад центр тяжести.

Ил-2: "Черная смерть", или самолет "советских камикадзе"

Авиаконструктор Сергей Ильюшин разрабатывал штурмовик Ил-2 в противовес немецкому “Юнкерсу”. 

Победы и потери

Однако ситуация в небе на Восточном фронте была настолько отчаянной, что Ил-2 часто выполнял задачи истребителей. Штурмовик не мог догнать немецкие самолеты истребительной авиации, однако он оказался смертоносным средством уничтожения более медленных немецких бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортников. 

Удары штурмовой авиации сыграли важнейшую роль зимой 1942-43 годов, лишив снабжения запертую в Сталинграде 6-ю немецкую армию. На аэродроме в Сальске Ил-2 уничтожили 72 немецких самолета, а в воздухе сбили множество транспортников. Но величайшим моментом славы для штурмовиков стало эпическое Курское сражение, которое вошло в историю как величайшая танковая битва. Не менее величественным было и сражение в воздухе, в котором приняли участие 500 самолетов. Немцы потеряли несколько десятков, а Советы – около сотни машин. Но первоначальная неудача не остановила советское командование, которое ввело в бой дополнительные силы штурмовой авиации. В сражении под Курском летчики Ил-2 начали совершать над полем боя “карусель смерти”, прикрывая хвосты друг друга от вражеских истребителей. Периодически штурмовики по одному выходили из общего строя, чтобы нанести удар по наземным целям, а затем возвращались в круг. В тот же период советские пилоты-штурмовики стали применять некоторые военные хитрости. Они заметили, что после бомбардировки самолет становился значительно легче, а мощные двигатели позволяли развивать высокую скорость. Это делало Ил истребителем. Облегченный Ил-2 становился способен дать жесткий отпор любому немецкому “Юнкерсу” или “Мессершмиту”.

К 1943 году ВВС приняли на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Это существенно улучшило управление штурмовиком. До конца вой­ны авиационную поддержку Красной армии оказывали тысячи штурмовиков. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. 

КСТАТИ 

Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч машин. В Вермахте его называли “Черной смертью”, “мясорубкой” и “железным Густавом”, а еще “бетонным самолетом” – за высокую боевую живучесть. Это был эффективный штурмовик, который помог, пусть и дорогой ценой, одержать победу в той страшной войне. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

“Несмотря на похоронку, мама ждала Ивана до последнего дня своей жизни”

“КП в Украине” продолжает разыскивать родных моряков с подводной лодки “Щ-216”, которую нашли у мыса Тарханкут спустя 69 лет после гибели экипажа.

Источник

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.